Механические и фрикционные соединительные муфты

Механические или фрикционные соединительные муфты, используемые во всех областях промышленности, могут быть усилены, благодаря применению анаэробных герметиков серии «Анаэроб» для достижения большей прочности и способности выдерживать повышенные нагрузки.

1. Механические и фрикционные соединительные муфты

Фланцевые соединительные муфты жестких сбо­рок используются для передачи момента вращающихся валов. Форма и конфигурация фланцевого соединения могут быть различными, но принцип остается одним и тем же.

Фланцевые соединения передают усилие и крутящий момент одним из двух способов:

  • Механически, с использованием муфт, установочных пальцев, специальных зубчатых кон­струкций или болтов работающих на сдвиг;
  • Трением, возникающим между соединенными фланцевыми поверхностями благодаря давле­нию, вызванному силой зажима стяжных болтов

Фланцевые соединения используются во всех областях промышленности. Типичные области применения включают промежуточные карданные валы в силовых трансмиссионных системах, коробках передач и приводных механизмах авто­мобиля.

Соединения фланцевых фрикционных передач яв­ляются менее дорогостоящими для производства и одновременно обеспечивают чрезвычайно на­дежную сборку. Поэтому такие соединения имеют наиболее широкое распространение. Нагрузочная способность таких стандартных фланцевых соединений является результатом усилия сжатия, трения между деталями и размеров фланцев.

2. Традиционная конструкция соединений

Для бесклеевого фланцевого соединения стянуто­го болтами, сила статического крутящего момента до начала проскальзывания пропорциональна:

  • количеству болтов
  • стягивающей силе каждого болта
  • коэффициенту трения между двумя сопряжен­ными поверхностями
  • размерам и жесткости фланцев.

Нарушение такого типа соединений происходит в случае, если между двумя фланцами возникает от­носительное вращающее скольжение. Болты в та­ких соединениях обычно крепятся в отверстиях с зазором, но при условии, что они не подвергаются нагрузке на сдвиг (если не происходит враща­тельного скольжения).

При этом усилие проскальзывания будет меньше, чем сопротивление срезу болтов. Однако, усилие среза на болтах после проскальзывания может вы­звать их ослабление или излом. В случаях, когда соединение подвергается знакопеременной наг­рузке, проскальзывание фланца может привести к ускоренному выходу узла из строя из-за фреттинга.

Как правило, фланцевые соединения разрабатыва­ются с большим запасом прочности, чтобы гаран­тировать отсутствие проскальзывания.

Для увеличения момента нагрузки фланцевых со­единений могут быть сделаны следующие техниче­ские изменения:

1) Увеличить размеры фланцев.

Это может привести к:

  • увеличению объема и массы конструкции
  • увеличению стоимости
  • увеличению момента инерции

2) Увеличить количество, размер и/или изменить тип болтов, тем самым увеличить силу сжатия.

Это может привести к:

  • увеличению времени производства и сборки
  • увеличению объема и веса конструкции
  • увеличению стоимости.

3) Использовать установленные болты для пере­дачи момента.

Это может привести к:

  • значительному увеличению стоимости про­изводства
  • необходимости"подгонки" деталей
  • снижению износостойкости соединений из-за фреттинга

4) Применить анаэробный герметик на фланцах перед сборкой.

Вследствие этого:

  • не надо изменять существующую конструк­цию
  • улучшится стойкость к фреттингу
  • понизится относительная стоимость сборки.

Герметики серии «Анаэроб» могут использоваться между фланцами фрикционной передачи для увеличения передава­емой нагрузки. При проектировании герметики дают возможность облегчить, уменьшить и удешевить конструкцию соединения, а также могут использо­ваться в существующих узлах для увеличения на­грузочной способности.

3. Разработка с применением герметиков серии «Анаэроб»

Используя Герметики серии «Анаэроб», преследуется две цели:

  • Применять клей на уже существующей конст­рукции, как средство увеличения передачи вращающего момента, или для увеличения запаса прочности. Этот подход может быть использо­ван в случае, если применение традиционных методов крепежа дало отрицательные результа­ты или для усовершенствования уже существую­щей конструкции.
  • Изначально применять клей при сборке, что да­ет возможность использования меньшего набо­ра деталей и/или болтов, что в свою очередь приводит к снижению стоимости, веса и умень­шению габаритов конструкции.

4. Сравнение прочности

Испытания подтвердили, что значительное увеличение статического крутящего момента можно до­стичь простым нанесением клея на фланцы перед сборкой. При этом прочность такого соединения может увеличится от 2,6 до более, чем в 11 раз. Испытания показали, что с использованием герметиков серии «Анаэроб» при удаление трех из шес­ти болтов из соединения во фланце почти не оказывает влияние на величину передаваемого вращающего момента.

5. Расчет прочности при кручении

В большинстве фланцевых соединений стяжные болты сжимают металлические поверхности до полного контакта между собой. Увеличение нагру­зочной способности соединения происходит за счет проникания клея внутрь межфланцевого про­странства и заполнения неровностей соединяемых поверхностей. Таким образом, происходит пере­дача вращающего момента всей 100% площадью поверхности контакта фланцев.

6. Преимущества клеевых фланцевых соединений

  • уменьшение объема и веса соединения
  • уменьшение стоимости узла
  • уменьшение количества деталей в узле
  • увеличение передачи вращающего момента
  • защиту фланцев от коррозии исключение фреттинга

7. Выбор герметика для фиксации фланцевого соединения

Для ориентировочного выбора нужного герметика в ниже следующие таблицы были включены только основные характеристики продуктов. Таблицы дают только рекомендации, поэтому до принятия окончательного решения необходимо изучить технические характеристики герметиков.

Выбор герметика зависит от:

  • материалов сопрягаемых деталей
  • величины зазора между деталями
  • температуры эксплуатации изделия
  • механической нагрузки
Наименование Степень фиксации Внешний вид Кажущаяся вязкость, мПа*с при 20 об/мин Момент отвинчивания на образцах из конструкционной стали без покрытия при t=(20-25)°С,Н м, через 4 часа
Анаэроб-304 высокая Тиксотропная окрашенная жидкость 500-1500(10об) 20
Анаэроб-304В высокая 2000-3500(10об) 30
Анаэроб-308 высокая 2000-6000 20
Анаэроб-309 высокая 900 - 2000 20